Страница педагога-психолога

Психолог в детском саду

Не все родители знают, в чем заключается роль педагога-психолога и какую помощь можно от него получить.

  1. Помощь в адаптации

У психолога детского сада одна из важнейших задач – помощь детям в адаптации. На основе индивидуальных особенностей ребенка психолог может давать рекомендации воспитателям и родителям по эффективной организации этого процесса, плюс сам может активно включаться.

У психолога детского сада есть уникальная возможность наблюдать ребенка непосредственно в группе, видеть особенности его поведения, распознавать причины его трудностей – у воспитателей на это не всегда хватает времени и профессиональных навыков, родители все же видят ребенка дома, а дома он может быть совершенно другим.

  1. Диагностика и коррекция

Еще одна из стандартных функций – диагностика готовности к школе в подготовительной группе, на основе которой можно сделать выводы и построить при необходимости индивидуальную программу подготовки.

Плюс психолог обычно работает с проблемными детьми – тревожными, агрессивными, замкнутыми и так далее. Возможностей к полноценной коррекции у психолога может и не быть, но как минимум психолог дает рекомендации родителям, воспитателям, а также может порекомендовать обратиться к детскому психотерапевту для более тщательной работы над проблемой.

Некоторые психологи проводят групповые и индивидуальные занятия. Например, часто психологи собирают несколько детей из групп, имеющих сложности в общении, и проводят небольшой тренинг на умение общаться, используя игры для этого возраста. Либо агрессивных детей – тогда на таком занятии дети учатся нетравматично сбрасывать негативные эмоции, общаться без агрессии и т.д, тоже, конечно, в игре.

  1. Проблемы коллектива

В первую очередь развитие детского коллектива – это, конечно, прерогатива воспитателя, но психолог может выступить как профессиональный ассистент – например, подобрать хорошую психологическую игру, которая позволит поменять отношение к детям-аутсайдерам, а проведут они ее совместно с воспитателем.

От сотрудничества воспитателей, психолога и родителей ребенка во многом зависит успешность его адаптации в детском учреждении и эмоциональное состояние.

Я в своей работе с детьми активно использую инновации и элементы арт-терапии:

Использование традиционных и нетрадиционных методик, техник и приемов работы с детьми  помогает справиться с проблемами в развитии, повышает работоспособность, улучшает память, оказывает помощь в профилактической и коррекционно-развивающей деятельности.

    В развитии детей использую различные виды искусства в коррекционных целях — это арт-терапия. Арт-терапевтическое лечение является одной из форм психотерапии. Существует множество различных методик, помогающих диагностировать эмоциональное состояние ребенка и уровень его психического развития, а также вылечить с помощью волшебной силы искусства некоторые заболевания.

    Важнейшей техникой арт-терапевтического воздействия здесь является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством аффективного взаимодействия.

    Лечение искусством относятся к самым естественным формам коррекции психологических и эмоциональных состояний. Арт-терапия — самостоятельное избавление от стресса.

Какие бывают игры и как они помогают развитию детей

Игры, которые развивают мышление и координацию 

Игра «Найди пару» 
До трехлетнего возраста ребенок учится ассоциировать предметы друг с другом. Полезна игра, где малышу предлагают найти пару к предметам. Это могут быть картинки, фигурки из бумаги или игрушки. 
Игра в крышечки по размеру 
Для этого вам понадобится несколько баночек, бутылочек с горлышком и крышки разных форм, которые нужно закручивать или просто закрывать. Покажите ребенку, какая из крышек подходит к каждой баночке, закрутите их, а потом снимите, перемешайте и дайте возможность ребенку, самостоятельно выбрать подходящие крышки к баночкам и бутылочкам. 
Есть игры, развивающие разные виды памяти у детей 
Игры, которые развивают двигательную память: 
Игра «Запрещенное движение» 
Правила: вы показываете разнообразные движения, которые малыш повторяет за вами, но какое-то движение повторять нельзя, скажем, подпрыгивать на одной ноге. Очень весело играть в эту игру с группой детей. Эта игра тренирует память и развивает произвольное внимание. 
Развитию зрительной и образной памяти у детей способствуют следующие игры: 
Игра «Повторить рисунки» 
Вы рисуете рисунки, а кроха должен рисовать их затем по памяти. 
Игра «Фотоаппарат» 
Вы показываете ребенку картинку пару секунд, потом закрываете её. Затем ребенок описывает то, что он запомнил. 
Игра «Что изменилось» 
Нужно выставить предметы в ряд, ребенок должен посмотреть несколько секунд и запомнить предметы и их порядок, потом он отворачивается, а вы убираете один из предметов или ставите на его место другой, можно переставить предметы местами. Повернувшись, ребенок говорит, что изменилось. 

Во время игры дети представляют в голове план действий, учатся ставить и достигать цели. 
Групповые игры нужны для социализации детей. Участвуя в таких играх, дети учатся общаться. Очень избалованный ребенок не может играть ни сам по себе, ни с родителями, ни с другими ребятами. Некоторые дети отлично играют в одиночестве, но не могут играть в группе с другими детьми. Родители, которых заботит развитие ребенка, видят это и помогают справиться с трудностями.
Подводя итог, можно сказать, что сейчас есть много способов развития и воспитания детей с помощью игр. Пробуйте, экспериментируйте и, конечно же, получайте удовольствие от совместной игры с Вашим ребенком.

Игры по методике Марии Монтессори

Пересыпаем ложкой 

Для игры понадобятся две емкости, сыпучий материал (любая крупа или что-то ее напоминающее) и ложка. Покажите ребенку как с помощью ложки можно пересыпать крупу из одного стаканчика в другой. Попросите его повторить за вами (или просто передайте ему ложку, ваш смышленый ребенок с легкостью разберется во всем сам). 

Эта игра хорошо развивает моторику ребенка (что положительно сказывается на общем развитии малыша), а также учит пользоваться ложкой. К тому же такое занятие очень привлекает детей — на свете довольно трудно найти ребенка, который бы не захотел покопаться ложкой в крупе. 

Опускаем предметы в узкие отверстия 

Для игры понадобятся мелкие предметы (счетные палочки, макароны, фасольки, бусинки, пуговицы и т. п. ), а также емкости и бутылочки с узким горлышком. Предложите ребенку наполнить бутылочку мелкими предметами. Для детей от 1 года до 2 лет такое задание — серьезная работа, потому что в этом возрасте их пальчики развиты еще не очень хорошо, и опускать небольшой предмет в узкое горлышко для них намного сложнее, чем взрослым.

Эта игра хорошо развивает мелкую моторику (что положительно сказывается на развитии речи ребенка, а также его общем умственном развитии). При этом она нравится многим детям — малыши любят наблюдать, как бусинки и пуговицы со звоном падают на дно бутылочки. 

Чем младше ребенок, тем шире должно быть горлышко сосуда, который используется в игре. Чтобы не испугать малыша трудностью задания, имеет смысл начать с опускания предметов в отверстие диаметром не менее 3,5 см и по мере развития пальчиков ребенка подыскивать все более и более узкие сосуды. 

Ищем клад 

Для игры понадобятся фасоль (или другие небольшие предметы), смешанная с другой крупой и сосуд с узким горлышком (например, бутылочка). Попросите малыша найти в крупе «клад» — фасольку, бусинку или пуговичку, и опустить находку в горлышко бутылочки или другого сосуда с узким горлышком (в центрах Монтессори для этого часто используют простую сахарницу). В процессе игры происходит легкий массаж пальчиков малыша, развивается мелкая моторика. 

Прожорливая коробочка 

Чтобы опускать мелкие предметы в узкие отверстия стало намного интересней, можно изготовить очень простую развивающую игрушку. Из обыкновенной коробочки получится забавная мордочка голодного котенка. Малыш с удовольствием будет кормить его макаронами, фасолью и другой мелочью и незаметно развивать свои пальчики, одновременно помогая развиваться тем областям головного мозга, которые отвечают за речь. 

Для изготовления такой игрушки достаточно взять прочную коробочку, наклеить на нее бумажную мордочку зверька и прорезать отверстие для рта. 

Учимся сортировать 

Ближе к двум годам большинство обучающих методик учит детей сортировать предметы. Сортировка предметов развивает у детей навык классификации, который очень полезен для развития логических и математических способностей. \

Для игры понадобятся разноцветные предметы, спрятанные в крупе, а также емкость для сортировки. Сортировать можно пуговицы (по цвету и типу), различные виды макаронных изделий, мозайку (по цвету) и т. д. В качестве емкости для сортировки можно использовать подставку для яиц, небольшие стаканчики или блюдца, либо просто складывать предметы кучкой. Покажите ребенку, что в крупе спрятан «клад». Попросите ребенка найти, что же там спрятано и разложить каждую бусинку (фасольку, макаронинку, пуговицу) в свой «домик». 

 

Как видите, развивать ребенка с помощью игры совсем не трудно.

Все о пальчиковых играх

Под пальчиковыми играми понимают один из способов развития мелкой моторики, представляющий собой специальные упражнения для кистей рук и пальцев. Эти занятия способны принести существенную пользу для психофизического развития маленького ребёнка.

Итак, игры с участием пальчиков развивают и совершенствуют речевые умения. Проговаривание стишков, сопровождающееся изменением положения пальцев, улучшает связи между полушариями головного мозга и активизирует языковой центр; 
развивают способность слушать и слышать слова взрослого человека и выполнять его инструкцию; 
активизируют творческие способности, поскольку ребёнок начинает воспринимать свои ручки в качестве «инструмента» для рассказывания различных историй и стихов; 
развивают мелкую и крупную моторику, увеличивая подвижность конечностей, гибкость, ловкость и умение координировать свои движения; 
ненавязчиво формируют начальные математические представления (ребёнок в игре пересчитывает свои пальчики); 
помогают концентрации и распределению внимания; 
совершенствуют память, поскольку в процессе игры ребёнок запоминает положение пальчиков, последовательность действий и инструкцию в виде стихотворения; 
способствуют развитию эмоций, формированию хороших взаимоотношений между ребёнком и взрослым.

Помимо этого, пальчиковые игры – возможность весело и увлекательно проводить время с ребёнком в перерыве между домашними хлопотами, в общественном транспорте, при укладывании крохи в кроватку. А ещё с их помощью можно отвлечь малыша от каприза, мгновенно переключив его внимание.

КОГДА НАЧИНАТЬ?

В развитии ребёнка имеются так называемые сенситивные возрастные этапы, когда он наиболее восприимчив к формированию каких-либо психических процессов. Для речевых умений такой период наступает в возрасте от 1,5 до 3 лет. Именно в это время малыш начинает активно общаться, овладевать основами речевого поведения. Однако ждать наступления полуторагодовалого возраста не стоит, заниматься пальчиковыми играми можно с младенчества, но делать это нужно правильно. 

 В 3 месяца можно проводить своеобразную гимнастику. Родители поглаживают ладошки и пальчики, подтягивают малыша, который крепко сжимает кулачки вокруг пальца мамы или папы.

 С детьми 6-7 месяцев проводят ежедневные тренировки, которые представляют собой массаж кистей и пальцев. Также родители могут разминать и поглаживать ладони по 3 минутки каждый день.

 С 10 месяцев под строгим надзором взрослых малыши могут катать пальцами шары из дерева, пластилина и пластика разного размера. Массаж и разминание пальчиков продолжается.

 Начиная с 1,5 лет, родителям нужно подключать распространённые народные забавы – потешки, занятия с пальчиковым «звериным» театром. Кроме того, малышей учат шнуровать, расстёгивать пуговки и собирать крупные пазлы.

 С 3-летками занимаются уже достаточно сложными пальчиковыми играми с обязательным повторением малышом текста стихотворений. 
Также нужно заниматься мозаикой, нанизыванием бусин, шнурованием и выкладыванием узоров из круп и макарон.

 К 6 годам ребёнок уже умеет рисовать карандашом, раскрашивать, заниматься лепкой. А пальчиковые игры становятся ещё более совершенными – подключается сложный пальчиковый и кукольный театр, что даёт малышу возможность импровизировать, проявлять своё воображение.

ПРИМЕРЫ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР

Эти замечательные упражнения разнообразны по содержанию и выполнению, так что их условно можно разделить на несколько групп и определить назначение.

 Игры-манипуляции:

— «Ладушки», «Сорока-белобока» – нужно щекотать и поглаживать детскую ладошку указательным пальцем. 
— «Мальчик-пальчик», «Мы делили апельсин», «Пальчики пошли гулять», «Этот пальчик – дедушка» – малышу необходимо по очереди загибать каждый палец. 
Подобные задания дети могут выполнять сами (если позволяет возраст) или же с помощью родителей. Упражнения совершенствуют фантазию и воображение: малыш представляет определённый образ, глядя на каждый палец.

 Сюжетные игры с пальчиками:

— «Пальцы здороваются» – ребёнок отставляет большой пальчик в сторону, а подушечки остальных пальчиков с ним соприкасаются (сначала упражнение выполняется правой рукой, затем левой, а потом – двумя). 
— «Цветочки распускаются» – сжать кулачок, а затем по очереди выставлять пальца (правой, левой рукой, одновременно обоими). 
— «Грабельки» – ладошки повернуть к себе, а пальчики переплести между собой. 
К подобным упражнениям относят и пальчиковые игры, позволяющие ребёнку изображать мебель, транспорт, зверей, птиц и деревья.

 Игры со звуковой гимнастикой:

Малыши по очереди соединяют пальчики каждой ручки друг с другом, выпрямляют поочерёдно каждый палец или сжимают пальчики в кулачок, произнося при этом определённые звуки: к-г, ж-ш, з-с.

 Гимнастика для мозга:

— «Кольцо» – ребёнок по очереди перебирает пальчики, при этом важно соединять в колечко большой пальчик последовательно с указательным, средним и т.д. 
— «Кулачок – ребро – ладошка» – малыш по очереди меняет 3 положения: ладошка, сжатая в кулачок, ладошка ребром на столешнице, ладошка лежит на столе. 
— «Ухо – носик» – ребёнок левой ручкой берется на кончик носа, а пальчиками правой руки ухватывается за правое ухо. По команде он опускает руки и меняет их положение. 
— «Восьмёрка» – ребёнок рисует в воздухе горизонтальную восьмёрку 3 раза: поначалу правой рукой, затем левой, потом – обеими ручками. 
В эту группу пальчиковых игр входят специальные упражнения (их ещё называют кинезиологическими), которые помогают компенсировать работу левого полушария головного мозга.

 Игры, которые сочетаются с самомассажем:

— «Моем ручки» – ребёнок выполняет движения, напоминающие мытьё рук. 
— «Солим капусту» – малыш ребром правой ладошки постукивает по ладони левой руки. Затем обеими руками имитирует посыпание солью и смятие капусты (пальцы сжимаются в кулачок). 
— «Гусь щиплет траву» – ребёнок пальчиками правой руки щиплет кисть левой. 
В подобных пальчиковых играх применяются обычные для массажа движения: ребёнок разминает, растирает, надавливает и пощипывает кожу кистей рук. Чтобы упражнение было более эффективным, дайте малышу грецкие орехи, каштаны, массажные мячи.

 Пальчиковый театр:

— «Бабочки» – малыш сжимает пальчики в кулак и по очереди выпрямляет мизинчик, безымянный и средний пальчики, а указательный и большой соединяет в колечко. Выпрямленные пальчики делают быстрые движения, напоминающие трепетанье крыльев бабочки. 
— «Сказка» – ребёнок разыгрывает какую-либо сказочную историю, во время представления каждый пальчик становится определённым персонажем. 
— «Осьминожек» – детские пальчики превращаются в щупальца осьминогов, которые гуляют по морскому дну.

Итак, пальчиковые игры – потрясающая возможность развить тонкую моторику пальцев малыша и провести время весело и с удовольствием. Выбирайте те упражнения, которые нравятся ребёнку, занимайтесь с ним регулярно, постепенно усложняя задание. Результатом ваших трудов станут хорошо развитые речевые навыки, творческие и интеллектуальные способности.

8EGar-RtKls xqakBWh5ahE20170210_093214 vObQJPvVqds  ZGDeLVvPlQc